Profile picture
dear squib boy @DanteSartre
, 79 tweets, 12 min read Read on Twitter
Была не была!
1 лайк - 1 факт про учебу студента-кинорежиссера в провинциальном вузе.
1. Начнем с основного. За пять лет бешеной учебы мы узнали много про историю кино, про кинодраматургию, про шесть видов света и про все виды планов - но так и не узнали, что же, собственно, делает кинорежиссер.
2. У провинциального вуза нет денег на ваши профессиональные нужды. Поэтому мы все монтировали на ломаных программах. Даже преподаватели.
3. В среднем мы смотрели по 150-300 фильмов в год по программе. Ну, те, кто реально смотрел прямо все, что задавали. И сверх того - то, что хочется посмотреть просто так.
4. Название направления учебы и полученной специальности отличаются, но об этом можно было узнать, только внимательно изучив сайт. Так моя одногруппница, получив диплом, в ужасе сказала мне: "Но тут же ни слова про кино".
Пять лет счастливого неведения…
5. Если вы не писали дюжину рецензий за ночь, одним глазом досматривая недосмотренную классику мирового кинематографа с одной песней Гражданской обороны на репите, то зачем это все?
Вот мем от одногруппницы.
6. Факультет считается очень творческим, и преподаватели могут позволить себе очень творческое поведение. Например, не ходить на пары весь семестр, заставляя нас сидеть по две пары в неделю в тщетном ожидании. Или уходить посреди семестра в запой. Или уезжать в Испанию.
7. Кафедра изо всех сил старалась сделать из нас тележурналистов, но благодаря одному (1) действительно хорошему преподавателю мы все-таки смогли изучить и основы игрового кино, и суть документального.
7.1. Но в провинциальном вузе об игровом кино лучше забыть. Либо быть готовым изобретать велосипед и вкладывать реально много личных денег. Потому что материально-техническая база вуза на такое не рассчитана.
Нормальный свет, звук, постпродакшн - жопа слипнется.
8. Мы научились делать стэдикам из шарфа, монопод из трехножника, микрофон-пушку из диктофона и швабры, звукозаписывающую студию из одеяла и петлички и шесть видов света из фонарика на айфоне, потому что ничто не остановит режиссеров на пути к Большому Кино.
9. Вопреки нашим сомнениям, волшебная фраза "Добрый день, я студент с режиссерского направления, и в рамках учебного процесса мне хотелось бы снять у вас…" открывает почти все двери.
Мы снимали за кулисами театров, цирка, ипподрома, стадионов и где только не.
9.1. Но ограничения все-таки есть, и наш курс называл их "ну, мы же на ВГИК…"
10. На третьем курсе я снимал документалку про цирк, и мы с одногруппницей-ассистенткой и оператором там разве что не ночевали. Обвешивались змеями, бегали за кулисами во время представлений, снимали на репетициях, брали интервью во время рубки огромной мясной туши.
11. Тот самый классный преподаватель, который познакомил нас с профессией, любил повторять: "Выбирая локации, помните, что есть жизнь и за МКАДом", - имея в виду, что нужно выходить за рамки привычных мест.
Спойлер: в Краснодаре это невозможно, тут ВСЕ места привычные.
11.1. В связи с этим, где бы мы ни снимали, в какие бы дебри и переулки ни забирались, преподаватель разочарованно кривился: "А, вы решили снять на пересечении %улица%/%улица%…"
12. Преподаватель по культуре речи иногда отпускал замечания о том, как коньяк полезен для связок, и сам был выпить не дурак.
Одногруппник решил пойти ва-банк и выпил коньяка перед зачетом.
…На пересдаче он был лучшим.
13. Все мастер-классы от мэтров у нас вел один (1) мэтр. Все пять лет.
Провинциальное кинополе не так богато на звезд…
14. После пар по работе режиссера с актером на первом курсе почти половина одногруппниц начали пить успокоительные.
15. Девиз нашей кафедры: "Не благодаря, а вопреки!"
Она успешно следуют ему все годы существования.
16. Один раз тот самый классный преподаватель решил устроить нам мастер-класс с работающим московским звукорежиссером из киносферы. Кафедра запретила, потому что у звукорежиссера не было ученой степени (:
Тогда мы провели конфу по скайпу на паре. В тайне.
17. На первом курсе у нас было две дороги*: реализовать себя в киносфере или идти торговать унитазами на рынке.

*по версии преподавателя по истории кино
18. Раз в год мы ездили на природу всем факультетом снимать кино.
Задача: снять короткий метр, смонтировать и вывести за полтора дня.
Сверхзадача: напиться так, чтобы хватило на год.

Тимбилдинг 10/10 и дипломы для портфолио в разных номинациях!
19. Преподаватель по кинодраматургии пришел на последние несколько минут своих двух пар и дал задание посмотреть шесть фильмов. На следующей неделе он не пришел. Через неделю опять пришел на пять минут и спросил, почему мы за две недели посмотрели шесть фильмов, а не двенадцать.
19.1. Мы сказали, что он не пришел и не дал нам названия еще фильмов, хотя мы честно ждали его три часа.
"Вы должны были сами найти меня!" - патетично воскликнул он и поставил всем двойки (:
20. Преподаватель по телережиссуре настолько нами не интересовался, что, когда приходил на пары, делал вид, что пишет в журнале, водя над ним ручкой, с которой не был снят колпачок.
20.1. Этого преподавателя сменил преподаватель, которого мы ни разу не видели, а ему на смену пришел преподаватель, которого вскоре сменил другой. Этот последний был практиком в другой сфере и о режиссуре ТВ знал примерно ничего. Как и мы.
Зовем эту должность "преподаватель ЗОТИ"
21. С кино в провинции не очень, поэтому практику мы проходили на ТВ. Но в прошлом году у нас снимала МОСКОВСКАЯ (столичная!!!) съемочная группа (фильм Данилы Козловского "Тренер"), и я напросился на съемки ассистировать.

Кафедра сказала: "Да чему ты там научишься"…………
21.1. Да уж побольше, чем у вас на парах, которых нет (:
21.2. На самом деле, опыт отличный. Я помогал кастинг-директорке, бегал с объявлениями, немного поработал бригадиром массовки и посмотрел, как Настоящие Съемки Большого Кино выглядят на самом деле.
Спойлер: почти так же, как наши, только с бюджетом и с людьми.
22. Несмотря на постоянные напоминания, что режиссер должен быть в курсе всего в киносфере, кафедра никак не поставляла нам фестивальное кино, которое достать в основном нельзя в открытом доступе. До нас доезжали только победители фестиваля "Россия".
23. Насмотренность важна, когда вы снимаете. Например, говоришь оператор_ке: "А давай как Любецки у Малика: камера уоуоуо, и потом вшшшух так мягонько", - и именно такой план и выходит. Ну как это объяснишь без сопоставления?
24. Профессионал и зритель - это не два разных агрегатных состояния. Мы можем одновременно наслаждаться кино и думать о том, что вот тут сжатое время, тут действие на заднем плане, тут по монтажу косяк, тут фокус не докрутили, тут движение камеры.
25. Один раз мы с одногруппницей нашли героя для документалки, когда по дороге в театр занесли обувь сапожнику поменять молнию. Началось все с шутки, закончилось коротким метром.
26. На первом курсе решили непременно снять, как в камеру летит топор. Больше, конечно, боялись за камеру, поэтому один раз при броске задели операторку. Слава богу, древком топора.
Камера не пострадала.
27. На съемках в пивоварне мы с операторкой решили продегустировать то, процесс, создания чего снимаем. Финальные кадры были с "документальной трясочкой", но не в браке. Мое увожение операторке.
28. Наш преподаватель по истории кино целовал руку Лиллиан Гиш и бухал с Цоем.
29. У нас не было профессионального английского, поэтому большая часть профессий в титрах зарубежных фильмов для меня - потемки. Например, не перепроверив информацию от одногруппника, я почти год был уверен, что "бест-бой" - это мальчик на побегушках.
30. Несмотря на утверждение, что режиссер должен иметь компетенции всех членов съемочной группы, нас ознакомили с компетенциями только операторов. Про осветителей нам сказали, что трезвыми их не увидеть, а больше профессий вообще не называли.
31. Больше всего про монтаж мы узнали от одногруппника, у которого был перед поступлением небольшой опыт работы. Он собрал нас у ноутбука в свободной аудитории со словами: "Да вы же мне звоните, даже когда хотите узнать, как видео вывести, это нормально вообще?"
31. За пять лет никто не научил нас, как правильно писать сценарии. Классный преподаватель режиссуры в первое время с трудом верил глазам.
- Вы не умеете писать сценарии?
- Нас не учили!
- Так вы за пять лет не написали ни одного сценария??
- В СМЫСЛЕ? ВООБЩЕ-ТО ДЮЖИНА НАБЕРЕТСЯ.
Выкручивались как могли.
32. У нас ходят легенды о волшебных суммах, которые выделяет ВГИК дипломни_цам на съемки и постпродакшн, и мы весь четвертый курс заламывали руки и кричали, что с деньгами-то оно, конечно, другое дело.
32.1. На пятом курсе все затянули пояса, нашли работу, откладывали карманные - но сделали все, чтобы хватило денег на выездные съемки или на тот самый объектив в аренду. Горжусь нами!
32. Киноотрасль в России очень нестабильная, и там тоже не благодаря, а вопреки. Вот вам последние новости, например.
32. Сколько бы вы ни обещали себе, что будете смотреть фильмы вовремя, писать рецензии сразу же, а задания снимать в ту же неделю, вы все равно обнаружите себя в три часа за компьютером в ночь дедлайна, а в чате будут бесноваться такие же одногруппники
33. Топ-3 примеров взаимной, мало чем обоснованной, но бесконечной ненависти в мировой истории:
3. Кошатники и собачники
2. Англия и Франция
1. Факультет телерадиовещания и театральный факультет
34. Никто не знает, почему театралы затаили на нас злобу, потому что личных конфликтов с ними у нас никогда не было. Но ходят слухи, что их преподаватели запрещают им сношаться с мелкими кинорежиссерами, потому что их Цель - посвятить себя музе Театра.
35. Однажды у нас была пара кинотехники в восемь утра. Мы пришли, а преподаватель нет. Через час мы ему позвонили узнать, что случилось. Он заверил нас, что подъезжает к институту, и тут в трубке послышались слова его жены, что надо бы посуду за собой помыть.
36. Хотя кажется, что мы годами смотрели одни и те же фильмы, к четвертому курсу общие темы для разговоров заканчиваются. Трудно поймать одну волну, когда ты зарылся в записки Эйзенштейна, а твоя собеседница обмазалась итальянским неореализмом.
37. Один раз мы играли в "угадай кино" по типу шляпы: задавали вопросы ведущей, на которые она могла отвечать да или нет.
Мы узнали все: год выпуска, страну производства, актеров, пол постановщицы (режиссерки). Но фильм угадать не смогли.
Это оказалась "Русалка" Анны Меликян.
38. Один раз я выучил к экзамену по мультикамерной съемке страницу Википедии, с которой преподаватель диктовал нам лекции.
39. Тем не менее, у нас была классная практика, мы сами нашли события для мультикамерки, договорились, сняли, смонтировали, поняли все нюансы на собственной шкуре.
40. Однажды одногруппница снимала короткий метр на вокзале, когда оказалось, что там без разрешения снимать нельзя. Навык съемки с одного дубля у нее оттуда.
41. До третьего курса мы снимали очень мало и никто не разбирал наши работы (потому что не было никого компетентного в сфере кино), поэтому мы даже не знали, что делаем не так.
42. Когда вам постоянно надо снимать по учебе, радость творчества и желание созидать умирают очень быстро.

На съемках "Тренера" я разговорился с еще одним бригадиром массовки. Узнав, где я учусь, он дико впечатлился: "Вы там, наверное, много кино снимаете?"
Нет.
43. Профессия хоть и считается не однозначно творческой (режиссер - управленец, технический работник), но обязывает соответствовать богемному образу жизни. Шарфики, походы в театр, белое сухое, томик поэзии всегда с собой - не ты выбираешь режиссуру, а режиссура выбирает тебя.
44. Наш преподаватель по истории кино никогда не ходил без шарфика.
45. Преподаватель по операторскому мастерству чаще являлся на пары с похмелья, чем однозначно трезвым, но никогда не опаздывал и не прогуливал. Мое увожение.
46. Один раз экзамен у нас перенесли, потому что преподаватель праздновал и был не в кондиции.
47. На первом курсе у нас было максимально всратое расписание. По четвергам первые две пары были общие, потом у одной подгруппы две пары окно, у второй - актерское мастерство. После этого мы еще на две пары собирались на историю кино.
47.1. Однажды вторая подгруппа в это окно умудрилась напиться пива. Пока мы пытались не умереть к концу шестой пары, они дышали алкоголем, и разве что стекла не запотели. Встречали закат со сложными, но серьезными лицами.
48. Если в начале учебы я не умел пить, то к четвертому курсу выпивал за раз в среднем бутылку вина, когда встречался с одногруппниками.
49. Когда мы делали новостную программу, разбившись на небольшие группы, я смотрел/читал новости почти все время, и за ужином в среднем отсматривал два-три выпуска новостей по разным каналам, чтобы сравнить подачу, ротацию и повестку.
НТВ, РенТВ, Россия1. Подряд. С ума сойти.
50. Когда я смотрю новости, могу комментировать съемку, монтаж, соответствие звукового и визуального ряда, уместность стенд-апа.
Типа КТО ТАКИЕ ПЕРЕБИВКИ ВСТАВЛЯЕТ В 2018 АААА ВЫ ПОСМОТРИТЕ ТОЛЬКО НА ФОН ИНТЕРВЬЮ как здорово придумали стенд-ап, возьму на заметку.
51. ЧМ по футболу тоже смотрел с профессиональной точки зрения: обращал внимание, как диафрагму в кадре крутят, сокрушался яркому солнцу, от которого пиздец контрастность, переходы с камеры на камеру (не) одобрял.
Мне нравится, когда хорошо снимают большие события!
52. Наши оценочные суждения иногда базируются на сопоставлении. Лучшее, на мой взгляд: "Ну что это за перебивка, ты репортаж для Россия1 снимаешь?" Он же: "ГТРК Кубань, дневные вести?"
53. На втором курсе у нас в расписании стояли друг за другом пары двух преподавателей, которых мы с одногруппницей шипперили до темноты в глазах. Но они ходили редко, а второй если и приходил, то сильно опаздывал.
53.1. Но однажды я все-таки решил во что бы то ни стало добиться их взаимодействия и сорок минут задерживал первого преподавателя разговорами о манере подачи новостей разных каналов и об освещении политической ситуации в Сербии. Наконец, второй пришел.
53.2. Они обменялись рукопожатиями, посмотрели друг на друга, даже обнялись, кажется, а потом второй отпустил о первом два (2) замечания, которые я вставил в три (3) фанфика.
Лихие были времена.
54. Когда мы снимали в цирке, одним из героев был клоун.
Сидим мы в его гримерке, снимаем интервью, и тут он говорит: "Ну, а теперь я переодеваться перед шоу".
И начал переодеваться, пока мы ошалело сидели, а камера работала. Мы офигели.
55. Тот же клоун нам перед шоу сказал: "А сейчас я буду гримироваться", - и намазал губы гримом.
"Ну, мы не будем вам мешать!" - сказала моя одногруппница, которая помогала в съемках.
"Так я уже все", - удивился клоун.
У него было мало грима…
56. Мы прочитали и законспектировали в короткий срок четыре книги по сценарному мастерству (к зачету по кинодраматургии), и вот что я хочу сказать: они почти одинаковые. Если вас интересует эта тема, читайте "Поэтику" Аристотеля и одну любую современную книгу про сценарии, и все.
57. Мы делали огромное количество заданий по кинодраматургии, из-за них часто откладывали написание рецензий и другую домашку. Но наш преподаватель никогда не читал и не комментировал наши тонны писанины.
58. В конце концов, это были очень интересные задания: написать сценарий, где действие бы происходило в придуманном вами мире, или написать биографию киногероя, которая осталась за кадром, или переписать греческую трагедию, как если бы ее ставили в кино сегодня, етц.
59. После заданий по режиссуре действительно меняется взгляд на окружающее. Начиная с того, что ты в экстерьерах первым делом прикидываешь три самых показательных плана, заканчивая подбором локаций.
60. Однажды преподаватель, с которым у нас было утром две пары, сказал, что мы устроим выездные съемки, и попросил собраться в парке недалеко от института. Пришли, конечно, не все, но мы честно ждали его указаний. Или хотя бы появления.
60.1. Когда к концу первой пары мы до него все-таки дозвонились, он сонно сказал: "Выездные же съемки, вот и снимайте на выезде. Интервью, например".
Так как у нас все равно было еще полтора часа до следующей пары, мы снимали интервью друг с другом.
60.2. Кто-то из наших снял интервью с голубем, и это было в целом самое интересное, что с нами произошло вообще на всех парах с этим преподавателем.
Missing some Tweet in this thread?
You can try to force a refresh.

Like this thread? Get email updates or save it to PDF!

Subscribe to dear squib boy
Profile picture

Get real-time email alerts when new unrolls are available from this author!

This content may be removed anytime!

Twitter may remove this content at anytime, convert it as a PDF, save and print for later use!

Try unrolling a thread yourself!

how to unroll video

1) Follow Thread Reader App on Twitter so you can easily mention us!

2) Go to a Twitter thread (series of Tweets by the same owner) and mention us with a keyword "unroll" @threadreaderapp unroll

You can practice here first or read more on our help page!

Did Thread Reader help you today?

Support us! We are indie developers!


This site is made by just three indie developers on a laptop doing marketing, support and development! Read more about the story.

Become a Premium Member and get exclusive features!

Premium member ($3.00/month or $30.00/year)

Too expensive? Make a small donation by buying us coffee ($5) or help with server cost ($10)

Donate via Paypal Become our Patreon

Thank you for your support!