, 157 tweets, 15 min read Read on Twitter
Мне тут ещё как минимум неделю развлекать себя пет-проджектами до выхода на новую работу (ещё не знаю какую), так что предлагаю развлекуху.
Хотите 1 лайк → 1 мысль про психотерапию, гештальт-подход, психологию, личностный рост и всё такое? Я ж не зря 3 года гештальту учился.
На самом деле, просто хочется писать, так что долго ждать не буду. Если тред зайдёт — лайки следом подтянутся.
1. Давайте для начала разберемся с профессиями. В России, формально, психотерапевтом можно называть только врача, прошедшего ПТ-обучение.
2. А в EU действует „Strasbourg Declaration on Psychotherapy“, выделяющая профессию ПТ в отдельный жанр, наравне с психологами и психиатрами
3. Это влияет на табличку на двери а не на суть. Более того — врачу-психиатру имеет смысл учиться на ПТ чисто для галочки, а не-врачу — нет
4. Психолог — человек с ВО по психологии (спасибо, кэп!). Это не мешает половине интернета считать себя психологами от бога.
5. Психологи могут заниматься много чем (консультирование, диагностика, педагогика и обучение, тренинги, HR), но не ПТ, ПТ учатся отдельно.
6. Вернёмся к ПТ. ПТ, кмк, ставит целью помогать человеку в улучшении качества его жизни, в решении проблем, в изучении себя и своей жизни.
7. Для меня здесь ключевое слово — помощь. ПТ это хелперская профессия, она существует потому, что есть нерешённые проблемы.
8. ПТ бывает разная. В России наиболее известны когнитивно-поведенческая, арт-, гештальт-, психоанализ.
9. Психоанализ, на самом деле, стоит немного особняком. Некоторые вообще не посчитают его ПТ. ПА активно претендует на научность, КПТ тоже.
10. Из методик ещё отмечу психодраму, расстановки (те самые, да, можно считать подвидом психодрамы), EMDR (говорят ваще тема).
11. Перед тем как детально рассказать про гештальт и обучение ему, напишу ещё про границу между психиатрией и ПТ. Она местами тонка.
12. Психиатр ставит диагноз и лечит больного. ПТ принимает клиента и работает с ним над его запросом. Разница в отношении и ответственности.
13. Ну и в состоянии, конечно. Психотерапевтическая помощь возможна, если человек более-менее в норме (условная норма, «здоровый невротик»).
14. Или в т.н. «пограничном» состоянии между нормой и психозом. А вот человека в психозе лучше направить к психиатру.
15. Я знаю людей, которые психолог+ПТ (навыки взаимодополняются) и знаю психиатр+ПТ (тоже, но приходится целенаправленно переключать роли).
16. Спасибо @etosova за этот ретвит, вот девушка объясняет как и чему учат психологов:
17. Итак, вернёмся к ПТ и гештальту. Чему учат психотерапевтов? Учат помогать людям.
18. Помощь может принимать разные формы — индивидуальная терапия, групповая, семейная, организационная.
19. В индивидуальной терапии обычно работает один терапевт, в остальных случаях бывает по-разному. Пару удобно консультировать двум ПТ.
20. Терапию ещё стоит делить на краткосрочную (~до 10 встреч) и т.н. пролонг. Хотите радикально повышать качество жизни — пролонг поможет.
21. В большинстве подходов признаётся необходимость работы над собой перед тем как работать с другими. Т.н. self experience в Декларации.
22. Поэтому обучение гештальту начинается с групповой терапии. В СПб ИГ это год, 150-200 часов, в МИГИП 100 часов (если верить их сайту).
23. За это время студенты не изучают теорию, но работают со своими проблемами как клиенты и участвуют в шерингах и разнообразных упражнениях
24. Дальше буду именно про гештальт, другие подходы могут сильно отличаться. После групповой работы уже идут теоретические циклы.
25. При этом, разумеется, это никогда не голая теория. Освоили теорию — поработали в малых группах — обсудили. Только реальные проблемы.
26. Помимо группой работы и теор-циклов, обучение гештальту включает в себя индивидуальную работу с терапевтом, интервизии и супервизию.
27. Интервизия — несколько человек собираются, упражняются или делают терапевтическую работу (клиент, терапевт, наблюдатели). Так и учимся.
28. Супервизия — то же самое, но с супервизором, мегаопытным чуваком который помогает разобраться с тупняками («слепыми зонами») терапевта.
29. Если из всего треда вы заберете себе одну мысль, пусть это будет следующий твит.
30. Выбираете себе терапевта — спросите, кто его супервизор. К кому ваш ПТ пойдёт, если заметит затруднения в работе с вами?
31. Нет супервизора — рискуете нарваться на некомпетентного ПТ, который даже не замечает свою некомпетентность. Супервизия нужна.
32. Клиент в долгосрочной терапии (и в групповой и в личной) может приобрести личный опыт успешной работы над собой.
33. Если это не происходит, учить теорию бесполезно. Требуется наработанная личностная устойчивость, чтобы спокойно работать ПТ.
34. В т.ч. поэтому есть перевод на второй курс, не всех после года групповой терапии допускают к теории. Могут отправить на второй год :-)
35. Что я имею в виду под устойчивостью? Ответ займёт несколько твитов. Это некоторый набор качеств, напрямую влияющих на качество жизни.
36. Способность замечать, точно распознавать, признавать и не обесценивать свои потребности, чувства, эмоции, переживания.
37. Тут ПТ может быть довольно настойчив, потому что часто клиент на вопросы «как ты? что чувствуешь? что с тобой?» отвечает на автомате.
38. Гештальт-подход ориентируется на язык феноменов (вещей, которые есть). Ответ «мне некомфортно» содержит отрицание и это уже не феномен.
39. Поэтому идёт наполнение словаря эмоций. Грусть, радость, печаль, досада, интерес, злость — всякое такое. Доступ к эмоциям даёт силушки.
40. Причём нахождение удачного слова, названия уже само по себе может этот доступ приоткрыть. Поэтому и настаиваем, чтобы клиент искал.
41. Ещё один полезный скилл — способность выдерживать эмоции других. Оставаться в контакте с человеком, который переживает сильные эмоции.
42. Это видно в групповой работе. Клиент что-то чувствует, остальные смотрят, потом описывают свою реакцию. Иногда это overreaction.
43. …вызванная тем, что есть своя недопрожитая ситуация, «просыпающаяся» в связи с ситуацией другого человека.
44. И если в групповой работе это норм, ПТ в шеринге после работы пообщается с группой, то вот в работе со своими клиентами это будет мешать
45. Это один из профитов группы — можно заметить, где я оверреагирую, где у меня есть незакрытые ситуации. И проработать их в личной терапии
46. Поэтому, кстати, практикующему ПТ важно иметь не только супервизора, но и своего ПТ, и крайне желательно чтобы это были разные люди.
47. Разумеется, по поводу интенсивности эмоций бывают казусы. В СПб ИГ есть стена, проломленная телом терапевта.
48. И с тех пор принято всё-таки отреагировать агрессию на подушках.
49. Слышал ещё слухи о парне, который ходил с двумя руками в гипсе — хреначил пол, допроживая ситуацию где был риск для жизни.
50. В целом, важно уметь оставаться в эмоции, не «утопая» в ней. Особенно если это эмоция клиента.
51. Если говорить шире, важно уметь держать границы. В теории гештальт-подхода, граница появляется в любом взаимодействии с другим.
52. ...и является неотъемлемой частью этого взаимодействия, контакта. В гештальт-подходе (дальше — ГП) её так и называют — граница-контакт
53. Терять границу можно разными способами, например — слияние, когда я в общении перестаю замечать свои потребности, вижу только чужие.
54. Слияние бывает и здоровым. Мама держит на руках младенца и всем существом пытается почувствовать его потребности и удовлетворить их.
55. При этом переживая их практически как свои. Но когда это происходит в дружбе, в паре, в работе, в бизнесе — тушите свет.
56. Поэтому на терапии могут звучать вопросы вида «это точно ты сам хочешь? или кто-то когда-то от тебя это хотел? на чей голос похоже?»
57. Из умения видеть свои потребности (быть в контакте с собой) и способности держать границы (быть в К. с другими) появляется ещё скилл
58. Способность сформулировать запрос на терапию. Час времени, два человека и вопрос с которого всё начинается — чего сегодня хочешь?
59. Начинающие клиенты, в том числе в группе, обычно не могут на него ответить. Это нормально. Задача терапевта — помочь найти запрос.
60. Иногда на это уходит пол-сеанса. Иногда запрос меняется по ходу сеанса. Терапевт следит за тем, чтобы терапия шла в русле запроса.
61. Как вы могли заметить, ПТ часто делают штуки которые могут показаться странными. Важно уметь объяснить клиенту, зачем делаем именно это.
62. И как это связано с запросом. Клиент очень помогает, если задаёт вопросы, делится сомнениями и чувствами по поводу терапии и терапевта
63. В гештальт-подходе иногда выделяют три ключевых принципа — актуальность, осознанность, ответственность.
64. Актуальность это «here and now» — терапевтическая работа происходит в текущем моменте и касается того что есть в жизни клиента сейчас.
65. На случай, если вам кажется что терапия это только разговоры о детстве — иногда бывает, но только по необходимости в рамках запроса.
66. Обычно терапевту важнее то, что есть прямо сейчас. Если спрашиваем что-то о прошлом — делаем это точечно и не просто так.
67. Порой значительная часть сеанса уходит на то, чтобы «собрать энергию», найти ту часть человека которая хочет чё-то менять в жизни.
68. Осознанность это про более широкий горизонт, про жизненный путь, социальные роли. Всё, что клиент о себе знает. Эдакий «анамнез».
69. Эта часть тоже может работать странненько. Там может «залипать кеш» и какие-то старые знания незаслуженно считаются актуальными.
70. Хуже того, вместо знаний порой сидят чужие мнения и оценки. Это бывает, если человек склонен сливаться с другими и плохо слышит себя.
71. Ответственность (responsibility) в ГП понимают в экзистенциальном ключе. В любой момент времени есть выбор что делать.
72. Я не отвечаю за тучи на небе, но я решаю брать ли зонт, выходя на улице. Это моя часть ответственности в ситуации.
73. Ответственность умеет быть незаметной. ПТ помогает заметить её, заметить места выбора. Я выбираю как реагировать в ответ на ситуацию.
74. Это перекликается с КПТ, у них есть тема про «автоматические мысли».
75. Если очень грубо утрировать, гештальт-подход — он про дебаг этих трёх вещей.
76. Ещё гештальт про творчество. Творчество — это когда что-то можно сделать двумя и более способами. ПТ подталкивает расширять горизонты.
77. Это может начинаться с «бытовых» задач (как общаться с людьми? как строить отношения?) и даёт офигенный профит в долгосроке.
78. То же самое с ответственностью. Условная задача-максимум — замечать всё что происходит в голове и отвечать за это.
79. Разумеется, в таком виде она не ставится. Есть запрос — изучаем тему — замечаем новую инфу — расширяем зону ответственности. Так и живём
80. Это включает в себя и работу с прошлым. Отсюда и «хождения» в детство и прошлые ситуации в целом.
81. Я не могу отвечать за то что со мной сделали в детстве, но я могу отвечать за то как я отреагировал и что для себя решил в этот момент.
82. Важно понимать, ГП не пытается «отменять» прошлое. ГП работает на то чтобы появился новый опыт и на навык создавать себе такой опыт
83. Часть работы на осознанность — помочь клиенту заметить, что не всегда будет так, как было когда-то и с кем-то. Это прям инсайт порой.
84. Ещё ГП холистичный. Организм рассматривается как нечто цельное (см. перевод слова «гештальт»). Порой ПТ включает в сеанс движуху.
85. Это нужно, т.к. эмоциональная жизни в целом завязана на тело. Это хорошо видно по детям :-) Взрослея, мы привыкаем приглушать эмоции.
86. Но в рамках сеанса порой приходится их раскрепощать, целенаправленно усиливая, уделяя им много времени и внимания.
87. Если клиент минут пять сидит молча после вопроса «что с тобой происходит?» и выдаёт ответ, описывающий как тело так и психику — это гуд.
88. Но чаще бывает так, что ответ будет поверхностным и секунды через три. Поэтому, терапевт часто подталкивает клиента замедлиться.
89. Эмоции зарождаются медленно и фокус внимания на теле в этом очень помогает.
90. Ещё гештальт контент-агностичный. Отношения клиента к событиям в его жизни важнее самих этих событий.
91. Т.е., ПТ важно не «что» происходит, а «как». Фокус на это позволяет замечать паттерны, которые не видит сам клиент.
92. Здесь тоже помогает замедление. Терапевт часто останавливает, переспрашивает, просит пояснить. Чтобы клиент мог заметить что-то новое.
93. Медленный темп помогает заметить неконгруэнтность — несостыковки. Если человек радостно говорит об утрате — можно ему это показать.
94. ПТ не торопится сам делать выводы, нет задачи оценить клиента. Задача ПТ — прислушиваться к своему любопытству, замечать несостыковки.
95. Общение с человеком, который с искренним интересом тебя слушает и не оценивает, не лезет с советами уже само по себе часто новый опыт.
96. Вообще, нет гарантии успеха с одним конкретным ПТ. Клиенты и терапевты разные. Нужно искать «своего» ПТ.
97. Молодых терапевтов иногда удивляет статистика от старших коллег — 50% клиентов не придёт на второй сеанс. Увы.
98. Кстати, про молодых. Слышал что в Парижской Школе Гештальта средний возраст студентов — 40 лет. В СПбИГ помоложе, но разброс впечатляет.
99. Я лично знаю людей, которые пришли учиться в 22 и знаю людей, которые пришли учиться в 65. Это не вышка, идут не за дипломом.
100. Иногда звучит мысль о том, что конечно ПТ весь такой слушающий и внимательный, заботливый и открытый — за мои деньги-то!
101. Не будем здесь обсуждать ситуацию с распространённым отношением к работе как к формальности. Эту ситуацию лично я вижу патологической.
102. Давайте лучше посчитаем деньги! Как программист, я пришёл к $2000 после ВУЗа, в 22 года, за счёт того что работал стажёром 5 лет.
103. ПТ берут по-разному. Учащиеся — .5-1к₽, начинающий психолог+ПТ — 1.5-3к₽, опытные — очень по-разному.
104. В Мск вы можете найти себе ПТ и за 10к₽, но фишка в том что больше не гарантирует лучше.
105. Типичный ПТ из тех, с кем я учился берёт 2-3к₽ за встречу. Если таких встреч в неделю 10 — больше сил не будет ни на что :-)
106. Я это пишу, чтобы было понятно: работа ПТ может приносить $, но требует постоянной работы над собой, над клиентской базой и т.п.
107. Многие изучают ПТ-подходы для того, чтобы использовать их в коучинге, консультировании организаций — там больше денег, но работа другая
108. Снова к отношениям клиент-ПТ. Клиент может бояться, что ПТ на него пофиг. ПТ тратит часы и $ у супервизора, чтобы было меньше непофиг.
109. ПТ важно оставаться в позиции, где он помогает. А затопить заботой и засыпать советами — так себе помощь. Учимся в это не впадать.
110. При этом, скорее всего, ваш ПТ пойдёт на встречу и не будет штрафовать, если вы опоздали из-за ЧП. Человечность превыше всего :-)
111. Чтобы помочь, ПТ часто балансирует между фрустрацией и поддержкой. По ссылке (или по фотке) vk.com/wall134587_146… видно, как это.
112. Текст из предыдущего скрина по насыщенности тянет на полноценный сеанс. Примерно так можно дебажить осознанность.
113. Поехали дальше, я отстрелялся с последними собеседованиями. Если можете — не выбирайте в хелперы знакомых. Это будет сильно отвлекать.
114. Ибо чем больше вы знаете ПТ — тем больше рискуете думать о нём не как о специалисте. И тем ему труднее будет видеть в вас клиента.
115. Однажды я совершил ошибку — отправил свою девушку к подруге-терапевту. Когда с девушкой расстался — потерял ещё и подругу впридачу.
116. Одна из самых крутых штук, которые можно взять в групповой терапии — возможность безопасно раскрыться перед малознакомым человеком.
117. И в противоположность этого, одна из самых грустных и токсичных вещей в жизни — проекция плохого опыта общения из прошлого в будущее.
118. Социофобия ведь штука наживная. Пообжигался в общении, не смог полноценно пережить последствия — повторять не захочется.
119. Если говорить про пролонг, самое грустное что может случиться — вам что-то не понравится и вы не найдёте сил обсудить это с ПТ и уйдете
120. В т.ч. поэтому некоторые ПТ делают последнюю встречу бесплатной. Она нужна, чтобы клиент не обесценил проделанную им самим работу.
121. И имел возможность продолжить её позже без надрыва.
122. Так что, если вы вдруг решили попробовать какой-то формат личностного роста — будьте готовы как минимум высказать недовольство в лицо.
123. Это может обогатить новым опытом, если ПТ адекватный. Можно подкалывать вашего ПТ про супервизию, пусть идёт и учится.
124. Давайте немного расскажу про ландшафт вокруг ПТ — к кому вообще можно идти?
125. Если вы верите в академический подход — идите к психологу, который получил доп. образование как хелпер (ПТ, психоанализ и т.п.)
126. Если вы готовы работать очень долго и хотите всё _понять_ — психоанализ. Долго, дорого, умно.
127. Если вы, напротив, хотите быстро и «решить проблему» а не «понять» — попробуйте психодраму, расстановки, симорон. Чем чёрт не шутит.
128. Если есть подозрение на раннюю травму, что-то очень глубокое — EMDR. Они хорошо работают на территории «где ещё нет слов», довербальной
129. Если быстро и чуть более поверхностно, но до результата — коучинг или КПТ. Эти любят измеримые результаты.
130. Если есть интерес не просто решить проблему, а ещё и «подрасти» — вот тут кмк гештальт очень хорош.
131. Гештальт-подход умеет в психосоматику, сексуальность и тело вообще, поэтому если есть интерес к этому — велкам. У нас же холистичность!
132. По поводу психосоматики, отдельно выделяют Holy Seven (de.wikipedia.org/wiki/Holy_Seven) — болячки, которые часто рассматривают как ПС.
133. Слышал, что в EU вас могут отправить к ПТ по страховке, если вы придёте к врачу с чем-то из этого списка. Там язвы, астма, нейродермит.
134. Изначально тред планировался шире, так что давайте задвину мысли про личностный рост.
135. Для меня это некоторый аналог «улучшения качества жизни» и «работы над собой».
136. К ЛР я отношу чтение книг, тренинги, любую ПТ, самостоятельные практики (медитации, продуктивную рефлексию, телесные практики) и т.п.
137. ЛР кмк завязан на открытость к новому и ценность этого нового. Нужен большой кредит доверия, чтобы выделять деньги, время, внимание.
138. С другой стороны, ЛР требует критичности к этому новому. Что я получу в итоге? Вот тут важно не скатываться в KPI.
139. Как в этой заметке: 2k.livejournal.com/663480.html
140. Рапортую: я успешно вышел на новую работу и временно отложил этот тред и видео-канал. Кстати, я про него ещё не писал. С коллегами придумали ютуб-канал про психотерапию для обычных людей. Получилось весьма простенько, но мне нравится. youtube.com/channel/UCZFjj…
141. Давайте всё-таки вернёмся к треду, я хотел больше написать про тренинги. И про «мантры». У нас тут теперь 280 символов, так что разгуляемся.
142. Важно не скатываться в KPI, но при этом к тренингам стоит относиться критично. Формат тренинга хорош, если используется для освоения навыков. В широком смысле этого слова. От тренингов продаж до более «фундаментальных», типа syntone-spb.ru/trainings/inde… syntone-spb.ru/trainings/inde…
143. Хорошо понимать — что это за тренинг, кто и где его проводит, почему у него та или иная цена. 10к за выходные или за 4-8 вечером — нормальный ценник.
144. Идти на тренинг, на который вас записал кто-то другой — иногда сомнительный вариант, может не хватить мотивации им заниматься. Для некоторых тренингов это прямое противопоказание. Та же история с корпоративными тренингами.
145. Мне в 20 лет базовые тренинги в «Синтоне» сильно помогли в плане новых знакомств, изучения себя и укрепления самооценки.
146. Одна из важных штук, которую дают пролонгированные тренинги (те что 4-8 вечеров), групповая терапия и подобные штуки — третье место. Есть с кем обсудить работу, личную жизнь и т.п. При этом это не друзья и не семья, перед которыми надо «держать лицо».
147. И хотя в социальной культуре явление «встретились потрындеть о жизни» плотно покрыто ссаными тряпками, оно востребовано. Я верю, что общение с людьми, которые готовы выслушать и поддержать полезно само по себе. А для некоторых это вообще новый опыт на фоне прошлой жизни.
148. Разумеется, есть важное отличие от посиделок с друзьями. Общение на тренинге или групповой терапии будет «окрашено» характером встречи и с большей вероятностью приведёт к новым инсайтам.
149. Плохим вариантом тренингов я лично считаю всякие повернутые на мотивации истории типа спарты, лайфспринга и т.п. Такие тренинги как раз очень любят торговать KPI и для их достижения участниками готовы использовать что угодно.
150. Это может быть полезно человеку, обладающему запасом той самой «внутренней устойчивости» и при этом скучающему, но в целом такие тренинги зачастую неэкологичны (да, я люблю это слово) именно за счёт навязывания мотивации.
151. О «Спарте» инфа в сети есть и можно заранее почитать и положительные и отрицательные отзывы. С лайфспрингом хуже — этот тренинг делают под разным названием. Ключевой маркер такой: вам сообщают, что вам «надо пройти тренинг» и не уточняют название. Скорее всего это лайф.
152. Ещё один маркер — лайф это многоступенчатый тренинг, последнюю ступень часто называют «лидерской программой». Если на сайте ТЦ или в описании присутствует это название — скорее всего вы видите разновидность лайфа.
153. Лайф обычно проводится в достаточно жёстком, директивном стиле. При этом используются приёмы различных психологических и психотерапевтических школ. Адепты лайфа приводят это в качестве причины эффективности, но КМК эффективность тут прежде всего в «расшатывании» психики.
154-1. Так, продолжу тред тут

без постоянного дёргания @etosova.
Missing some Tweet in this thread?
You can try to force a refresh.

Like this thread? Get email updates or save it to PDF!

Subscribe to Dmitriy Semyushkin
Profile picture

Get real-time email alerts when new unrolls are available from this author!

This content may be removed anytime!

Twitter may remove this content at anytime, convert it as a PDF, save and print for later use!

Try unrolling a thread yourself!

how to unroll video

1) Follow Thread Reader App on Twitter so you can easily mention us!

2) Go to a Twitter thread (series of Tweets by the same owner) and mention us with a keyword "unroll" @threadreaderapp unroll

You can practice here first or read more on our help page!

Did Thread Reader help you today?

Support us! We are indie developers!


This site is made by just three indie developers on a laptop doing marketing, support and development! Read more about the story.

Become a Premium Member and get exclusive features!

Premium member ($3.00/month or $30.00/year)

Too expensive? Make a small donation by buying us coffee ($5) or help with server cost ($10)

Donate via Paypal Become our Patreon

Thank you for your support!