Profile picture
BAH-oor @bauronomics
, 156 tweets, 25 min read Read on Twitter
Надо ж оставить свой след. Может кому интересно: 1 лайк = 1 факт о том, как готовился к математическим олимпиадам, поступал и учился в ВУЗах (Гарвард, Болонья, Чикагский университет).
1. В общем, олимпиады — это хороший социальный лифт и возможность поступить в топовый вуз. По ощущениям, в том же Гарварде примерно треть иностранных студентов — призеры/участники олимпиад. Примерно ещё одна треть — из крутых школ, вроде United World College.
1.5. Из нашей команды на международной математической олимпиаде 2002 года трое поступили на бакалавр в МИТ/Гарвард. Один учился в Сингапуре, пятый — в Казахстане, но недавно окончил PhD в Penn State и получил позицию на кафедре. Еще один окончил METU в Турции.
2. К олимпиадам я готовился примерно с 7-го класса. Естественно, одному готовиться сложнее, в лицее была система, где старшеклассники помогают младшим. Наш учителем по сути был не тренером, а управленцем — ставил систему, сам не преподавал/экзаменовал. Думаю, это важнее.
3. мат.олимпиада — это спорт. Она имеет лишь посредственное отношение к «настоящей» математике. Результаты достигаются упорными тренировками. Новых знаний в олимпиадной математике, кроме как новых методов, после 9-го класса почти не получаешь.
4. К 9-му классу желательно знать курс школьной программы, потому что начинаешь соревноваться не только со сверстниками. Матанализ почти не нужен (но очень полезен), тригонометрия и, например, теоремы планиметрии очень важны.
5. Из всего арсенала в универе мне пригодилась только теория чисел и комбинаторика (включая тер.вероятностей и т.д.). Последнее особенно важно в той же экономике/прикладной математике. Хотя в школе лучше всего получалось решать задачи по геометрии или доказательство неравенств.
6. Было полезным прокачивать конкретные скиллы. Например, та же геометрия — если умеешь хорошо решать, это гарантированные 7-14 баллов на олимпиаде, где это имеет значение. За 4 года на олимпиадах всех уровней (от области до международной) я почти не терял баллы на геометрии.
7. В наше время сборники задач нужно было долго искать, сегодня есть классные ресурсы, например, artofproblemsolving.com. Там есть и куча задач для практики, есть курсы задач для определенной темы (решаешь «одноходовки», чтобы запоминать механизмы решения), и школа.
8. Немного про поступление на бакалавриат. Как и 15 лет назад процесс сейчас тот же: анкета, экзамены, резюме, рекомендации учителей, сочинение. Экзамены SAT нужно сдать или хорошо (выше определенного балла), или прям идеально. Большой разницы между хорошо и очень хорошо нет.
9. Если у вас нет медалек или других очень крутых достижений (патенты и т.д.) в школе, то желательно представить себя как разностороннюю личность с широким кругозором. Хорошие оценки, конечно, важны. Про сочинение в следующем твите.
10. Сочинение — очень важная часть, так как приемная комиссия по нему сможет определить личные качества (в резюме/оценках это не увидишь). Желательно показать себя с той стороны, которая не раскрыта ранее. Случаи из жизни, примеры, описание чувств — хорошее начало.
11. Хорошо, если учителя про вас тоже будут говорить не просто хвалебные слова, но и приводить примеры, где вы показывали себя лидером/ценной частью коллектива/интересным собеседником.
11.5 Университетам нужны лидеры, ещё они заботятся о своем student community. Нужно показать, почему вы можете улучшить (знаниями, опытом, культурным багажом и т.д.) это общество.
12. TOEFL/IELTS в принципе не обязательны, если вы хорошо напишете SAT. С другой стороны, SAT сложный даже для native speakers. Тут вам самим решать. Одним из моих лучших решений в жизни было не отправлять результаты TOEFLa в Гарвард :))))) Я реально сдал его плохо.
13. Факты будут вразнобой, чтоб не утомлять одной темой. В топовом америк. универе — постоянный стресс. Давит само общество студентов, где каждый первый — overachiever. Нужно привыкнуть к тому, что ты уже не лучший ученик школы, а средненький студент.
13.5 Об этом тебе говорят в первый же день, но понимание наступает где-то спустя полгода :))
14. С английским у меня в первое время были проблемы. Чтобы перейти языковой барьер, нужно на него плюнуть и просто говорить и писать, исправлять ошибки. Перфекционизм (как в моем случае) только вреден, у меня из-за этого появился психологический барьер.
15. Из-за того, что с английским было трудно, я начал учить итальянский, читать в основном на русском и т.д. Не будьте, как баур.
Художественная литература мне очень помогла. А вот читать книги по экономике я до сих пор не научился (статьи могу).
16. В Гарварде, как и в большинстве других вузов, семестровая система. Два семестра в год, в каждый слушаешь 4 или больше курсов, всего 32. В Чикаго — три триместра, в каждый из которых слушаешь 3 или больше. Всего 9. По объему по ощущениям курсы равные.
17. То есть, в Чикаго (или Калтехе) больше приходится учиться. Неофициальные теглайны ЧУ — "where fun goes to die", "the level of hell Dante forgot" или, например, "if it were easy it would be... your mom" :)
18. Главная шутка-присказка в универе: "It works well in practice, let's see how it does in theory".
19. Но учиться на магистратуре (public policy) в Чикаго мне было легче, чем на бакалавриате в Бостоне. Тогда у меня уже был нормальный английский, понимание, что мне нужно, и хороший тайм-менеджмент. Это, мне кажется, очень важно для студентов.
20. Понимание того, что нужно, пересекается с мотивацией для всего этого ботанья. Должна быть цель. На олимпиадах это были призовые места из азарта и понимания, что это хороший способ попасть в топ вуз. В универе — саморазвитие, перспективы для работы, хорошие returns 2 education
21. K олимпиадам мы готовились, конечно, для себя, но зачастую нужна хорошая метафорическая палка учителя, чтоб заставить подростка сидеть часами над тетрадями. Самомотивации иногда мало, нужен хороший неформальный договор с тренером.
22. на платных курсах это работает (деньги родителей все же), в нашей школе было немного иначе. Учитель принимал тебя в секцию на определенных условиях, он определял режим, график занятий, в общем, был техническим директором. родителям лучше доверить такое учителю.
23. Кстати, мой первый заработок был от курса тренировок к олимпиадам. Потратил его на оплату TOEFLa для поступления :)
24. В американских университетах (в их большинстве) очень нравятся эти два факта: возможность выбрать специальность по окончании первого года, а не сразу; обязательное прохождение непрофильных предметов. Оба позволяют 17-летнему/летней не ограничивать сразу же себя.
25. Основной специальностью у меня была математика, но нужно было слушать курсы из других сфер. Так я прослушал курсы по морской биологии, развлечениях в Древнем Риме, русской культуре ХХ века, введение в историю искусства и другие.
26. У таких непрофильных курсов очень высокие marginal returns to education: когда ты совсем не разбираешься, каждый урок позволяет тебе ценить и получать удовольствие от этого. Только в универе я научился читать худ.лит. и понимать живопись.
27. Почему эти университеты считаются топовыми. Кроме хороших профессоров (которых перекупают у других), тут очень хорошие facilities (библиотеки, медиа-ресурсы и т.д.) и сильное студенческое общество. Очень многому учишься у других студентов. Поэтому лучше жить в общежитии.
28. Учиться в США очень дорого — в частных престижных вузах от 80 до 100 тысяч в год. Поэтому спасение в грантах. С каждым годом растет плата за обучение, но и растут объемы грантов, тут уже хитрая экономика выс.образования, которую в твиттере не объяснишь. Но я попытаюсь...
29. Универы соревнуются друг с другом за крутых студентов, поэтому дают им стипендии и гранты, восполняется это за счет повышения стоимости для «платников». В итоге номинальная стоимость растет, а эффективная средняя если и растет, то не так быстро.
29.1 Поэтому эти графики о быстром росте стоимости образования при относительно низких дефляторах лукавят, они говорят о номинальной. Очень многие студенты получают стипендии и гранты, как внешние, так и от самих универов.
30. Есть такие понятия как need-blind admission и need-based financial aid. Первое — это когда приемная комиссия не знает, нужны ли тебе деньги, и оценивает только по твоим способностям (нет квот для «грантников»). Второе — уже при зачислении университет спрашивает о возможностях
31. У Г. есть и то, и другое, но таких университетов не так много. Когда я поступил, я отправлял справки с работы родителей. Мне дали почти полную стипендию (ожидалось только, что буду сам подрабатывать и покрывать около 3К в год или семестр, не помню).
32. Сегодня многие топовые универы с need-based fin.aid полностью покрывают твои расходы, если совокупный доход семьи не превышает 70К в год. Списки вузов с need-based adm. и need-blind fin.aid можно просто загуглить. (btw, это все касается только бакалавриата).
33. На кампусе работу найти несложно, можно помогать профессорам, заниматься исследованиями, работать в библиотеке (моя любимая работа) и т.д. Кроме этого я как-то записывался даже судить футбольные матчи (не пошло :)) и месяц летом убирался в общежитиях.
34. extracurriculars важны для физического и психического здоровья. Можно заниматься спортом (в некоторых вузах, например, Duke — даже профессионально), есть еще уйма студ.организаций и всяких кружков по интересам. Они ещё выбивают себе бюджеты на разные мероприятия и parties.
35. Круглый год на кампусе много туристов. Считается, что если дотронуться до башмака статуи Джона Гарварда, это приносит удачу при поступлении. Всех, кто навещал меня на кампусе, я отговаривал от этого. Кроме глупости суеверия, есть хорошая причина этого не делать —>
36. Каждый студент до окончания должен сделать 4 вещи: помочиться на статую Джона Гарварда, искупаться в грязной речке Чарльз, заняться сексом в библиотеке (не в туалете, а среди полок) и участвовать в primal scream. Я перевыполнил план на минус 100% :-/
37. Primal scream — это когда в конце семестра перед финальными экзаменами студенты, чтобы сбросить стресс, выходят на улицу, кричат и бегают голышом по кампусу :-) Я не пробовал, но говорят, что помогает справиться со стрессом
en.wikipedia.org/wiki/Primal_Sc…
38. Кстати, про стресс. Почти все мои знакомые/друзья (и я сам) брали академ.отпуск и/или посещали психотерапевта, потому что моск кипеть иногда начинает. У меня был тоже период депрессии. Причем, если остаешься в академии, то депрессия рано или поздно догоняет в post-graduate.
39. Ещё многие, особенно сами американцы, едут по обмену в другие страны. Мне удалось только в последнем семестре полететь в Италию в Болонью. Программа была другого универа, но одобрена моим. Заодно получилось сделать minor в италоведении
40. Там учёба отличалась — никаких домашних заданий, только один устный экзамен в конце курса. Курсы длятся короче семестра и в разное время. Некоторые мои знакомые не ходили на пары, а просто готовились к экзаменам и жили от экзамена до экзамена.
41. Для примера, в среднестатистическом курсе по математике в США у меня 40-50% «весила» домашка, 20% midterm exam и 30-40% — финальный. Курсовых работ почти нет, я писал только одну, её же сдал как junior thesis (дипломка на минималках).
42. Если хочешь получить диплом с отличием, то диплом уже писать нужно. Но на бакалавриата средняя оценка у меня, мягко сказать, не дотягивала. В Чикаго уже писал и защищал свой honors thesis.
43. Возвращаясь к олимпиадам. Уже с начала девятого класса я готовился к международным. Задачи на международных не сложнее (в среднем) задач национальных олимпиад топовых стран (Китай, США, Россия, Южная Корея, Румыния, Болгария и пр.), зато обычно красивые и интересные.
44. Очень часто задачки на ММО учат новым ходам. Поэтому, если основной курс и основные ходы знаешь, то большая польза от задач на ММО. Каждый год 6 задач, eще около 30 в шортлисте, который публикуется год спустя (сейчас, например, должен быть в открытом доступе за 2017).
46. Учитывая, что сложность каждый год увеличивается, прорешать все задачи с олимпиад и шортлистов (но нужно иметь уже нормальную базу) прокачает левел нехило. Но это касается подготовки к международке, а такие ребята лучше меня знают, что нужно делать :)
47. Из личного опыта, как я писал выше, прокачивать отдельные скиллы хорошо помогает. Ещё это помогает, когда не можешь на экзамене решить вопрос, но понимаешь, что ты способен, так как скилл у тебя хороший, и продолжаешь. Так какие-то задачки на олимпиадах решал «верой в себя»)
48. Но нужно понимать, что можно убить кучу времени. На олимпиаде понимаешь, что 4,5 часа на 3 задачи это очень мало :) Так как весит каждая задача одинаково (обычно 7 баллов), начинать нужно с легких или тех, что легкие для тебя. Опять все упирается в тайм-менеджмент.
49. Благодаря олимпиадам я побывал впервые за рубежом, причем в интересных странах (США, Шотландия, Япония). Скажу банальную вещь, но это сильно расширяет кругозор. Также всем, у кого есть возможность, советую ехать на учебу в другую страну. В худшем случае прокачаешь язык и...
49.5 научишься самостоятельно жить. Я подрабатывал в разных местах, бывало голодал и сидел без денег (в другой стране), снимал дешевые квартиры вскладчину с друзьями, экономил на всем, чтоб накопить деньги на путешествия.
50. Если есть возможность, ещё круто путешествовать в студенчестве. 12 лет назад одним летом я работал на кампусе и накопил $1500, которые потратил на Италию (+Париж) (билеты+проездной+расходы). Спал в поездах, дешевых хостелах/пансионах, сосал лапу, но увидел страну.
51. К олимпиадам мы и правда готовились очень упорно. Бывало, что перед олимпиадами в течение двух недель был такой режим: подъем в 8-9, завтрак, тестовый экзамен (4 вопроса в боевом режиме), обед, разбор экзамена, занятия, ужин, занятия, сон.
52. Летом отдыхал около месяца, так как или готовился в школе (устраивали сами себе летний лагерь), или готовился и участвовал на олимпиадах. Перед своей первой международной в 2001 в США заранее пытался перейти на режим — ночью занимались, днем спали :) так как джетлаг вырубает
53. Навскидку, самый любимый (или запомнившийся) сборник задач — это сборник задач по планиметрии И. Ф. Шарыгина. Для 7-х классов 20 лет назад хитом был сборник под редакцией Бабинской. Но сейчас наверняка есть специализированные издания получше.
54. В наше время очень крутых тренеров не было, как правило, это были бывшие участники олимпиад, которые хорошо выбирали задачи/проверяли/объясняли новые темы. Но на олимпиадах нужно уметь быстро придумать способ решить задачу, это немного другой скилл.
55. В 2000-м году, кажется, «Дарын» пригласил Сергея Рукшина из Питера. Это очень крутой тренер, который привез в КЗ по сути новую методику. Я писал в 7. немного о ней: ряд задач из одной области, каждая на новый механизм решения. Неделю-две каждый день дается порция, учишься.
56. Получается «набор отмычек на все случаи». Ну, на процентов 80 из случаев, с опытом можно быстро определить, что тут подойдет. Такой арсенал нужно поддерживать, постоянно держать в голове => сейчас, естественно, я не смогу решать так, как тогда, хотя не стал тупее (надеюсь)
57. В твитах спрашивают, как понял, что олимпиады — это мое. Мне нравилась математика в школе, начало получаться на олимпиадах, потом был спортивный интерес+мотивация поступить в универ за счет медалек. Олимпиадная математика нравилась (как нравится сейчас играть в ЧГК).
58. Но в универе на курсе втором-третьем понял, что математика — не совсем моё, точнее, что не хочу оставаться в академической сфере, мне мало вот этого: matt.might.net/articles/phd-s…. Менять что-то было поздно, но работать начал в прикладной сфере и магистратура уже в public policy.
59. Кстати, если планируете работать в прикладной сфере, то советую не идти сразу после бакалавра на магистратуру, особенно в professional school (law, public policy, business, education). Нужно поработать, чтоб понять, что там делать.
60. Если на бакалавриате ты можешь себе позволить слушать разные интересные курсы про древнегреческую мифологию и динозавров (и даже нужно это делать), то на магистратуре идет проф.специализация и нужно четко понимать, что тебе нужно будет для работы.
61. Мои все курсе на магистратуре (всего 2х3х3=18) можно разделить на курсы по макроэкономике и социоэкон.политике для работы и курсы по теории игр, полит.экономике для возможного будущего PhD и исследований. Дипломная у меня по второму направлению.
62. Олимпиадная математика, точнее, такой способ мышления, мне пригодились для курсов второго направления. Самый кайф был, когда доказал какую-то штуку в дипломке, используя неравенство Чебышева. Выглядит это так (и я сам не очень понимаю, что тут написано :D)
63. Про тренировки с тренером я писал выше. Рукшин был также руководителем казахстанской команды на ММО в 2001 году, тогда у нас было несколько золотых. Крутой тимлидер может выбить несколько дополнительных баллов, которые определяют награду.
64. На самом деле медаль на ММО получить легче, чем выиграть в Казахстане, не говоря уже о РФ. Участвует там сейчас свыше 100 стран, с каждой страны по 6 участников. Чтобы получить золото нужно войти в ~ топ 8%, серебро—топ 24%, бронза — 48%. Но это примерно.
65. Поэтому между золотом и абсолютным золотом может быть разница в две (!) из шести задач. На некоторых олимпиадах 28 баллов давали золото.
Если что, олимпиада в два дня по три задачи в 7 баллов каждая. Максимум 42 балла! Главный ответ :)
66. Посмотрел результаты Казахстана на последней олимпиаде этим летом. Больше всего набрала Аружан Аманбаева (29). Во-первых, это только вторая девочка, которая участвовала от Казахстана (в 2006 была Айзана), во-вторых, впервые девушка показала лучший результат в команде. 👍🏼
@nijiome я ошибался в предыдущем ответе :) Смотри.
Это была третья олимпиада Аружан.
67. Бесплатная реклама: к олимпиадам сейчас у нас неплохо готовят pifagor.kz. Основатели тоже бывшие участники олимпиад, с ними я даже пересекался ещё. Ну и мой старый учитель-менеджер в астанинском БИЛ готовит все также хорошо.
68. С поступлениями в университеты немного сложнее. Спец.школ хороших не знаю, лет 8-9 назад с друзьями (выпускники MIT, Duke, Caltech) вели Lagrange Education, где помогали в поступлении в американские вузы и готовили к SAT. Сейчас все работают full-time :-/
69. Но есть много курсов, которые готовят к SAT, TOEFL, IELTS, GRE, GMAT. К сожалению, лично не проверял, не знаю, что рекомендовать.
Вроде скоро моя подруга, с которой вместе учились, хочет и в Казахстане помогать с поступлением для абитуриентов (помогала ребятам в России).
70. Вспомнил, что несколько лет назад написал небольшую заметку в тогда еще живом блоге. Потом её перепечатали здесь: studlife.kz/post/261/.
Ничего особенно нового, но есть упоминание стипендий, о моей стипендии в следующем твите.
71. Когда подавал на MPP, подал на стипендию Всемирного банка: worldbank.org/en/programs/sc…. Они покрывали недостающие 2/3 затрат (треть дал сам универ). Подавать нужно весной, а потом ждать до лета. Немного рискованно, учитывая, что подтверждать поступление вузу нужно раньше.
72. Условия стипендии по ссылке указаны, она менее щедрая, чем наш «Болашак», но требует отработки лишь в течение трех лет и в любой развивающейся стране. Подача напоминает заявление в универы.
фигасе вы налайкали, штош, продолжим (ещё, говорят, надо хэштег #1like1fact)
73. Зато стипендиатов ВБ по этой программе собирают во время учебы раз в год, знакомят друг с другом, проводят семинары. Я так до сих пор с некоторыми в контакте, тоже networking.
74. Конкурс на программу сложноватый, так как претендентов из разных развивающихся стран много. Но если ты поступил в один из приоритетных вузов на магистратуру, то получить легко. Говорят, в Harvard Kennedy School дают вообще сразу.
75. Вышеупомянутые семинары интересные, на одном из них бывший мэр Ла-Паса рассказывал, как они боролись со многими проблемами, включая коррупцию.
76. Больше всего иностранных студентов на моей программе в Чикаго было из Китая (логично) и Мексики. Вообще из Латинской Америки много. Из бывшего СНГ в мой год был только я, потом поступили ещё.
77. В Чикаго ещё учится много чилийцев. И все очень уважают Милтона Фридмана — в Чикаго его все любят. Это тот профессор, что проводил реформы при Пиночете (помните Chicago Boys?). Кстати, в самом Чили к Пиночету относятся очень хорошо. Нынешний Пиньера тоже правый.
78. Что-то про Чили я знаю, потому что после первого курса поехал по программе стажировки в Минфин Чили. Это специальная госпрограмма Чили, которая сотрудничает с университетом. Нам бы таких.
79. По этой программе я два месяца провел в Чили, работая мл.науч.сотрудником при департаменте исследований Минфина. Ничего такого полезного для них за это время сделать не успел, конечно, зато сам успел даже сгонять в Атакаму.
80. Чикаго замечательный город, но сам university of Chicago находится в южной части города. Это довольно криминальный район, я сам слышал звуки выстрелов, у моих друзей (которые жили чуть дальше) украли из квартиры вещи.
81. Но если ты студент, больших причин для беспокойства нет — главное, не выходить за определенную территорию. На территории кампуса и в близлежащих кварталах всегда патрулируют полицейские — иногда буквально на каждом углу.
82. А так как погода в Чикаго зимой не лучше, чем в Астане (–30 и ветра), то некоторые наши студенты зимой из благодарности обходили улицы и угощали полицейских горячим чаем/кофе с булочками.
83. По программе masters of public policy нужно было прослушать 18 курсов за 2 года, 12 из которых — в самой школе гос.управления (harris.chicago.edu). Остальные 6 можно было слушать в других школах универа, например на Деп.экономики или в бизнес-школе (booth)
84. Кроме того, для завершения программы требовалось прослушать по два курса статистики, микроэкономики и полит.экономике. Я был удивлен отсутствием макроэкономики в обязательной, но учитывая широту программы, можно понять (там был и early child development, и urban planning)
85. Но сама школа гос.политики славится сильным уровнем статистики и полит.экономики. Сейчас там работают, например, Джеймс Робинсон (со-автор "Why Nations Fail") и Константин Сонин из вышки и рэшки.
86. Один из самых крутых курсов, которые я прослушал в своей школе, был Program Evaluation. О том, как _правильно_ оценивать эффект гос.политики. Еще был хороший курс по cost-benefit analysis, но я его не слушал.
87. Кстати, на магистратуре нормальную подработку найти легче. Сначала я работал в библиотеке, но второй год занимался исследованиями и был ассистентом лектора: проверять домашки, проводить TA Sessions (как по-русски — семинары?)
88. Курс назывался Decisions & Organizations, на нем проходили основы теории контрактов, дизайна механизмов, разбирали примеры эвристических методов. Я проводил семинары по тому, что мне ближе — теории контрактов и аукционам.
89. Героями моей задачки для студентов были Эль Шаарави и его тренер, пытающийся определить оптимальный бонус для игрока :) Такая простенькая модель принципиала-агента.
Вообще-то, нужно было посвятить Стефану 92-й твит, а не 89-й, но ладно.
90. Обычно курс предполагает 3 часа лекций в неделю (обычно две по 90 минут) и одну-две TA Session для закрепления материала. Итого от 6 до 8 часов в неделю уроков и столько же тратишь на домашку.
91. В первом триместре второго курса я слушал курсы в бизнес-школе, где TA Sessions не было и на обоих курса была лишь одна трехчасовая лекция в неделю. Вместо третьего курса у меня был индивидуальный рисёч. В итоге у меня было 6 часов лекций во вторник и 6 выходных.
92. Привет Эль-Шаарави!
Конечно, много времени уходило на рисёч и домашки, но такого гибкого графика у меня никогда не было и уже не будет :-) Даже не помню, что я делал 6 дней в неделю. Зато много играл и тестил ЧГК в скайпе :)
93. В последнем семестре курс по центробанкам преподавал Анил Кашьяп, который консультировал Куроде, некоторым фед.банкам и входил в Bellagio Group, a сейчас в FPC в Банке Англии. Курс был в бизнес-школе Чикаго.
94. Хотя этим в Чикаго не удивишь, там курсы преподают лауреаты нобелевских премий :) Я слушал два курса Роджера Майерсона, а его дочка поступила в нашу школу госуправления в один год со мной (но на аспирантуру).
лайков внезапно много, поэтому теперь больше деталей. сейчас будет сабтрэд про то, как сдавать документы на поступление.
95. Начинать нужно примерно за год до планируемого начала обучения. Если вы или ваши знакомые закончили 10-й класс и хотите в США, то нужно начинать сейчас.
96. Первым делом, конечно, лучше определиться со списком университетов. Когда сдаешь экзамены SAT/TOEFL, то можно бесплатно отправить результаты в 4 вуза, поэтому рекомендую сдавать документы не менее, чем в 4. На мой личный взгляд, 6—10 оптимально.
97. Чем меньше университетов, тем меньше шансов поступить. Но слишком много тоже неудобно, во-первых, больше денежных затрат, во-вторых, слишком много документов заполнять.
98. Но многие вузы юзают common application: commonapp.org/explore-colleg…, это значит, что можно готовить один стандартный пакет документов. Некоторые принимают commonapp, но просят что-то еще дополнительно.
99. Я б посоветовал отправлять документы в пару dream colleges, несколько таких, в которые неплохие шансы поступить и ещё одну-две safety school, куда поступить шансы большие. Хотя шансы эти определить сложно —>
100. Я отправлял документы в Принстон, Гарвард, МИТ, Калтех, ЮПенн и Корнелл, и думал, что в Корнелл поступить шансов больше. Но не поступил никуда :D в Гарварде и МИТ был в списке ожидания, мне просто повезло, что в тот год у Гарварда был недобор :)
100. Недобор бывает, так как поступающим отправляют приглашение, и довольно многие отказывается. В принципе, неудивительно, если человек поступил в Гарвард, то скорее всего, поступил и в другие топы, потом выбирает. У них своя статистика отказов, чтобы планировать размер потока.
102 (предыдущий был 101). Параллельно нужно пораньше зарегистрироваться на экзамены. Так как дэдлайн у многих университетов 31 декабря, сдать экзамены следует ещё раньше, а они проводятся раз в месяц по миру. Экзаменов минимум 2: SAT 1 и SAT 2, которые в один месяц сдать нельзя.
103. Ещё скорее всего вам понадобится сдавать TOEFL или IELTS. С ним меньше запарок, чем с SAT, но тоже зарегистрироваться следует. Если у вас, как у меня в 2002 году, не очень хорошо с английским, то возможно следует сдать в октябре, чтоб, если что, можно было успеть пересдать.
104. В 2012 году для поступления на магистратуру у меня была папка в эверноуте и небольшой иксель-файл. Удобно отмечать прогресс (какие документы готовы) и вообще управлять процессом. Это тоже хороший скилл.
105. Сам процесс тоже затратный. Каждый универ требует application fee в размере 40-80 долларов, TOEFL стоит 180 + доплата (если вузов > 4), оба SAT обойдутся примерно в 100. Итого подавать в 8 универов обойдется в ~800–900 долларов.
106. За экзамены платить точно придется, с application fee есть небольшая уловка. Так как денег у моей семьи в 2002 году было совсем немного, я прикладывал письмо-fee waiver request от имени директора моей школы. Есть например тут инфо: bigfuture.collegeboard.org/get-in/applyin…
107. Collegeboard хороший ресурс, рейтинг универов с базовой информацией есть на usnews: usnews.com/best-colleges/…, поможет с выбором (фильтров много, пригодится и для выбора магистратуры или phd)
108. Как выберете универы, нужно зайти на их сайт в раздел аdmissions и создать учетную запись на сайте приемной комиссии или common application. Например, UPenn принимает common app: admissions.upenn.edu, а у MIT своя процедура: my.mit.edu/uaweb/login.htm
109. Кстати, чем хорош usnews — там можно подбирать университеты по таким фильтрам, например, как город или сельская местность, количество учащихся, конкретный штат, цена и т.д.
110. Быстрое пояснение, как правило, в США college — это 4 года высшее образование (бакалавриат), community college — два года.
111. Анкеты/учетные записи созданы, тесты — в календаре, теперь занимаетесь двумя вещами: готовитесь к тестам и думаете над своим сочинением. Про сочинение что-то сказать сложно, легче всего — перечитать успешные сочинения, таких изданий много. Наверняка можно найти онлайн.
112. Скажу банальные вещи: сочинение должно быть оригинальным и рассказывать о вас. Никто за вас хорошее сочинение про вас не напишет. Иногда университеты дают определенные темы, например, какой исторический деятель или событие вас вдохновляет, но чаще тема свободная.
112. Гугл вам лучший друг. Вот, например, кажется неплохое руководство: qianmu.org/u/lystu/school…
113. кто-то написал про диету и поступил в Йель :)
"...I have no awards or medals to show for my particular achievement. But no academic distinction in the world can match what I gained from my experience with changing my diet: healthier skin, self-confidence, and [...] strength"
114. Приемная комиссия в топовом вузе читает в год примерно 20000 заявок, поэтому главное — запомниться или выделиться в этом потоке overachievers. Скорее всего, у всех хорошие оценки и положительные рекомендации. Крутые достижения или запоминающееся сочинение помогут.
115. Увидел твит @tvvigs o coursera. Это тоже полезный ресурс — говорит приемной комиссии, что вы уделяете время самообразованию и уже знакомы с процессом подачи материала. Есть ещё один конкретный пример, когда есть определенные условия —>
116. Когда подавал на магистратуру, в HKS требовалось или диплом по экономике, или мин.5 лет опыта в этой сфере, у меня не было ни того, ни другого. Один профессор (входит в их приемную комиссию) посоветовал прослушать курсы и указать это в анкете: это, мол, хороший сигнал.
116.5 Правда, в итоге я курсы так и не прослушал и все равно на удачу подал документы. Естессно, меня не взяли :)
117. А так, если академических достижений выдающихся нет, то стоит рассказать про extracurriculars и хобби. Достижения в спорте, музыке и т.д. тоже влияют (что-то там про лидерские качества, упорство, целенаправленность и т.д.).
118. С рекомендациями учителей более-менее понятно: просите тех, кто даст очень хорошую оценку вам (и кто сможет сделать это на английском, так как там нужно пройти по ссылке, потыкать радиокнопки, написать отзыв и все отправить)
119. Опять же, лучше просить рекомендующих, чтобы не просто похвалили вас, а рассказали на конкретном примере/случае. Не знаю, там, помогал другим одноклассникам, приготовил крутую презентацию и т.д.
120. Некоторые вузы могут ещё просить дополнительное эссе. Также принимают и файлы, то есть, можете отправить музыку, которую написали, или объекты искусства, если есть.
121. К SAT и другим экзаменам готовят сейчас профессионально. Дам лишь пару наблюдений из своего опыта. Понятно, что готовиться всегда легче в компании — тестируешь друг-друга на запоминание новых слов (в SAT словарный запас на англ очень важен, есть такой список SAT words даже)
122. Сейчас наверняка есть и куча аппов на айфоне, раньше у нас были карточки и тетрадка, куда все записываешь. Ещё нужно много читать на английском (duh). Простые книги с легким сюжетом помогут, Джойса лучше не трогать )
123. Смотрите любимые англоязычные сериалы на английском — и смотреть интересно, и словарный запас прокачиваешь, и конструкции запоминаешь. Хотя лучше, конечно, та же coursera. В TOEFL listening и reading построен по примеру университетских лекций.
124. К экзамену нужно отточить скилл писать эссе. Там все, на самом деле, по технике, но лучше всего писать таких эссе побольше для практики. Вообще, самый банальный совет в подготовке к тестам или олимпиадам: просто побольше решать, practice practice practice
125. GRE/GMAT нужны будут для подачи на магистратуру/аспирантуру. От SAT по формату особо не отличается, готовиться нужно также.
126. Да и сам процесс подачи документов на магистратуру сильно не отличается. Только здесь уже должно быть нормальное мотивационное письмо (personal statement), а не эссе на свободную тему. Там нужно конкретно дать понять, что вы хотите от этой программы.
127. Ну и есть возможность диверсифицировать рекомендующих. Чем шире вы будете рекомендованы, тем лучше.
128. А теперь снова про олимпиаду. На международках жюри не читает работы — руководитель команды приносит и защищает работы перед жюри.
129. Есть несколько официальных языков, на которых можно защищать. Правда большинство выбирает английский.
130. По окончании экзамена сдают все бумаги: и чистовики, и черновики. Очень часто черновики помогают принести недостающие баллы. По правилам, вроде бы, копируется всё — копия сдается жюри, а тимлидер работает с оригиналами.
131. У тимлидеров есть возможность обсудить решения с участниками, чтоб понять, что тот имел в виду. Обычно это важно для нерешенных полностью задач. На руках у жюри и тимлидеров есть marking scheme, определяющая кол-во баллов за определенный прогресс в решении.
132. Но часто бывает, что участник пошел по новому пути/придумал новое решение, которого нет в marking scheme. Если решена полностью, то все нормально, если решить не получилось, то тимлидер должен доказать, что уч. был на правильном пути и заслуживает баллы.
133. Для этого как минимум тимлидер (возможно с помощью участника) должен это направление добить, а потом показать, что прогресс был значительный. Именно поэтому нужно, чтобы тимлидеры очень хорошо умели задачи решать.
134. Естественно, тимлидерам полезно знать участников хорошо, так как на ММО задачи выбираются из шортлиста общим голосованием. Тогда нужно голосовать за те задачи, которые даются легче твоей сборной.
135. Черновики тоже важны. Мой друг в 2002 получил полный балл за решенное функц.уравнение, не проверив ответ, так как проверку он сделал на каком-то из черновиков. глюпый баур проверку не сделал даже в черновиках, поэтому потерял балл, которого потом не хватило до золота :(
136. Как-то я был (единственный раз) тимлидером сборной на юниорской балканской олимпиаде. Выбивал баллы за что-то, что было в черновиках. Член жюри не соглашался, мол, вы могли сами дописать (черновики не ксерились). В итоге баллы дали, так как все-таки доверяют честному слову.
136.5 ...естественно, ничего я не дописывал. Кстати, тогда в команде были 2 девочки, одна из которых потом и на ММО полетела.
137. Еще про поступление. Во многих университетах говорят, что нет никаких квот, однако существуют неофициальные квоты, точнее, комиссия старается максимально разнообразить студенческое общество. Так что, например, если вы подаете из КЗ, это может немного вам помочь.
138. Но квот и ограничений официально нет — это было бы незаконно. Вот интересная статья, обсуждающая этот процесс в свете недавних обвинений в дискриминации (такие дела возбуждаются минимум раз в 10 лет :)): theatlantic.com/education/arch…
139. Есть, однако (особенно в государственных учебных заведениях), так называемое affirmative action, по сути, квоты для minorities. Но это также вызывает много прений, так как некоторые считают, что это дискриминирование в пользу minorities. Но для читающих этот трэд это неважно
Увидел в фб, что в Пифагоре и к SAT готовят. За качество не ручаюсь, но стоит посмотреть.
140. Как уже писал, в Болонье я был полгода по программе обмена. Поступить было несложно — мотивационное письмо, рекомендации профессоров, было необходимо знание итальянского (минимум 4 семестра). Три из четырех курсов слушал по программе (были адаптированы), один — в самом UniBo
141. Болонский университет считается самым старым в западном мире. Университет очень большой, весь (достаточно большой по итальянским меркам) город кажется студенческим. Есть ещё кампусы в городах поблизости.
142. Самое забавное, что в самом универе слушал курс по диф.уравнениям, так как для диплома не хватало одного курса по математике. Профессор брал задачи из какого-то советского, кажется, сборника. Получалось всё чаще интуитивно, поэтому нормально решать дифуры не научился :-/
143. Обучение в Италии стоит намного дешевле, да и жизнь тоже. Предполагаю, что сама программа делает неплохие деньги на разнице стоимости обучения (так как на программу тратишь столько же, сколько и в семестр в универе).
144. После Италии была шальная мысль подавать на второе высшее в UniBo. Обучение там тогда стоило около 5 тыщ евро в год, но можно было подать на гос.стипендию. Приготовил все документы, оставил доверенность знакомому, чтобы сдать их в посольстве, но тот забыл расписаться где-то.
145. Позвонили мне из университета, попросили прилететь в Астану (я тогда был дома), заново подписать всё, тогда они бы, может быть, рассмотрели (так как срок подачи прошел). Я забил и начал искать работу. Вот вам кулстори вместо факта :)
146. Буквально недавно в отпуске познакомились с русской девушкой, которая консультирует по поступлению в Италию ребят из нашего региона. Туризмом тоже занимаются. Вдруг, кому-то интересно: vitavida.ru Про качество не знаю, т.к. сам не пользовался услугами.
Missing some Tweet in this thread?
You can try to force a refresh.

Like this thread? Get email updates or save it to PDF!

Subscribe to BAH-oor
Profile picture

Get real-time email alerts when new unrolls are available from this author!

This content may be removed anytime!

Twitter may remove this content at anytime, convert it as a PDF, save and print for later use!

Try unrolling a thread yourself!

how to unroll video

1) Follow Thread Reader App on Twitter so you can easily mention us!

2) Go to a Twitter thread (series of Tweets by the same owner) and mention us with a keyword "unroll" @threadreaderapp unroll

You can practice here first or read more on our help page!

Did Thread Reader help you today?

Support us! We are indie developers!


This site is made by just three indie developers on a laptop doing marketing, support and development! Read more about the story.

Become a Premium Member and get exclusive features!

Premium member ($3.00/month or $30.00/year)

Too expensive? Make a small donation by buying us coffee ($5) or help with server cost ($10)

Donate via Paypal Become our Patreon

Thank you for your support!