В прошлое воскресенье говорили о влиянии физического насилия на мозг детей (спойлер: оно негативное). В это воскресенье приведу несколько исследований про влияние не физического, а морального и психологического насилия на структуру и функцию головного мозга у детей и подростков
Вот, например, исследование 2010-го года, раскрывающее влияние психологического насилия на психику и структуру головного мозга
Участвовало в нём больше 800 человек, которые были опрошены по специальным методикам и шкалам, а также прошли МРТ головного мозга для изучения структуры головного мозга.
Что выяснилось? В целом всё ожидаемо и понятно. Чем больше ребенок подвергался абьюзу и буллингу со стороны сверстников, тем выше вероятность у него возникновения проблем с психикой. Картинку прилагаю
Чем больше буллинга, тем выше уровень тревоги и депрессивных симптомов, враждебности (насилие порождает насилие, в чистом виде). Также вверх ползут соматизация и диссоциация, что косвенно отражает проблемы с обработкой эмоций у жертв насилия
Если сравнивать с воздействием вербальной агрессии со стороны родителей, то разница не принципиальная. Оба типа вербальной агрессии "тянут" вверх все изученные аспекты проблем с психикой
Также подверженность вербальному насилию ассоциирована с изменением в работе мозолистого тела мозга - места, где проходят межполушарные и некоторые внутриполушарные связи. Изменения там неспецифичные и, скорее, отражают общий эффект абьюза на головной мозг
Собственно это нарушение связанности полушарий может быть причиной диссоциативных симптомов, о которых сообщали участники исследования. О диссоциации как расстройстве можно прочесть здесь klinikarassvet.ru/patients/zabol…
Через год вышло ещё одно исследование, в котором на этот раз установили связь между подверженностью вербальному насилию и изменением в структуре височной коры
Занятно, что там ещё и проводилось разделение между воздействием вербального насилия со стороны матери и со стороны отца. Похоже, что вербальный абьюз со стороны матерей серьёзнее влиял на мозг детей, чем отцовский.
Как показало исследование, подверженность вербальному насилию связана с увеличением количества серого вещества в левой верхней височной извилине. Она отвечает за обработку речи, например ("слышим" мы именно височной корой, а "говорим" лобной).
Этот же участок задействован в обработке социального контекста и мимики. Абьюз как бы "тренирует" эту область на быстрое и эффективное распознавание угрожающих сигналов в речи, выражении лица и поведении - способность, знакомая многим жертвам физического и не физического насилия
В прошлом треде про физическое насилие рассказывал о его влиянии на лобную кору. Вот такая же находка для вербального насилия из 2017-го года
Почему это вообще так работает и что думают учёные?
Если коротко, то стресс, вызванный физическим или вербальным насилием, сопровождается изменениями в работе головного мозга ребёнка и в остальном его организме. Совместно эти факторы начинают менять ещё формирующийся детский мозг
К этим факторам традиционно относят:
- глюкокортикоидная система (привет кортизолу);
- норадренергическая система;
- вазопрессин-окситоциновая система, которая и есть биологическая основа привязанности у людей.
Разными способами мозг изменяется и мы видим в итоге уже описанные выше и другие изменения - меняется мозолистое тело, кора височной доли и лобной. Достаточно подробно описаны нарушения связанности разных отделов мозга между собой
Вообще складывается ощущение, что от физического насилия ущерб для мозга оказывается больше, чем от вербального, но это только моё предположение. Я ни в коем случае не считаю это умозаключение оправданием для вербального насилия и абьюза по отношению к детям и взрослым
Логика "Я тебя лучше унижу, чем ударю" должна быть заменена логикой "Я тебе лучше объясню, чем унижу и ударю". Понятно, что мы нацелены больше на искоренение физического насилия в виду его заметности и большей понятности на собственном опыте
Я не хочу, чтобы мы оказывались внутри ложного выбора в духе "Ударить или оскорбить". Есть и третий вариант, не подразумевающий ни того, ни другого.
Думаю, что для распознавания этой проблемы нужно больше думать о собственном и чужом благополучии и больше прислушиваться к себе
Давайте в этот #психиатрическийчетверг поговорим немного о размере городов, где люди родились и проживают, и риске возникновения у них психического расстройства
Пространство для повседневной жизни (проживание, работа и отдых) могут влиять на психическое состояние человека. По этой причине учёными исследуется взаимосвязь между географическими и демографическими характеристиками места проживания и психическим состоянием человека
Так, например, сезонное аффективное расстройство чаще встречается в приполярных областях, а не у экватора. В целом оно хорошо отражает, что связь между природой и людьми гораздо крепче, чем кажется последним
Здравствуйте, прекрасные! Здесь стартует #психиатрическийтред, который будет посвящён пограничному расстройству личности (ПРЛ). Будем говорить о происхождении и симптомах этого заболевания, немного коснёмся истории ПРЛ, а также обсудим его лечение. Начинаем!
Для начала несколько дисклеймеров. Дисклеймер №1: если вы считаете, что психиатрия - это вредительская медицинская специальность или психических расстройств не существует, то можете оставить своё мнение при себе. Я не буду это с вами обсуждать.
Дисклеймер №2: Я не подбираю лечение онлайн и не комментирую схемы назначений. Дисклеймер №3: психическое состояние любых людей (публичных персон тоже) можно достоверно оценить только при непосредственном общении, т.е. не будет никаких "диагнозов по аватарке"
Давно не было, но настало время. В эфире очередной #психиатрическийтред и сегодня речь пойдёт об эмоциях как о феномене психики и немного о том, какими бывают эмоциональные нарушения. Как водится, несколько дисклеймеров для начала
Первый дисклеймер: если вы считаете, что психиатрия - это лженаука, а психиатры занимаются вредительством, можете даже не начинать мне об этом говорить в комментариях. Я на такое не поведусь.
Второй дисклеймер: я не подбираю лекарства онлайн, не ставлю диагнозы по аватарке или профилю. За этим можете обращаться к другим людям. Итак, начинаем!
Сейчас коротко пробегусь по тому, что написано в статье. Сама работа хороша тем, что подводит нейробиологическую базу под то, что более или менее уже известно практикующим врачам и клиническим психологам. От этого её ценность взлетает до небес!
Исследователи сравнили, как меняется активность головного мозга при аффективных нарушениях (депрессия, паническое и генерализованное расстройство), если мы будем использовать антидепрессанты из группы СИОЗС (сертралин, пароксетин) или психотерапию (в частности, КПТ)
Почитал новое положение о лицензировании медицинских услуг, про которое говорят, что теперь психиатры и психотерапевты будут сообщать государству всю информацию о тех, кто к ним пришёл на приём. Сейчас будем разбираться вместе
Во-первых, это постановление касается всех организаций (государственных и частных), а также тех, кто оформлен в качестве индивидуальных предпринимателей, и при этом занимается медицинской деятельностью. Под него попадают врачи-частники всех мастей и государевы люди
Во-вторых, важный момент, который всех всполошил - это доступность информации о вашем здоровье, даже если вы проходите лечение в частной клинике. И вот это, конечно, насторожило тех, кто обращается к частным психиатрам и врачам-психотерапевтам
Одна из самых вредных идей, транслируемых в информационное пространство и замеченных мною в последнее время - это идея о том, что надо быть благодарным за всё, что происходит с тобой. Противоестественная концепция, приводящая к подавлению эмоций и утрате контакта с собой
Для воплощения в реальность этой идеи нам надо начать игнорировать собственные печаль, гнев и страх, которые мы чувствуем по отношению к травмирующим и неприятным событиям. Мы должны усилием воли отогнать от себя совершенно естественные переживания
В каком-то смысле эта концепция благодарности близка к понятию токсичной позитивности, которая во многом строится на отрицании условных негативных чувств (печали, страха и гнева) и создании собственного образа Я, полностью нежизнеспособного и оторванного от реальности